Лидер группы «Антитела» Тарас Тополя вместе с женой, певицей Alyosha воспитывает двух сыновей: Романа (7 лет) и Марка (4,5 года), а недавно пара объявила в интервью Viva.ua, что ждет третьего ребенка. Музыкант стал гостем онлайн-конференции для родителей и учительства «Антикризисный национальный EdCamp 2020», которую организовало для 10 000 участников крупнейшее в стране учительское движение EdCamp Ukraine. Тарас, будущий многодетный папа и друг Фонда ООН в области народонаселения, в прямом эфире отвечал на вопросы 2 000 учителей и родителей о карантине, отцовстве, педагогике партнерства, социально-эмоциональном и этическом обучении, сексуальном образовании и, конечно, творчестве, а затем удивил аудиторию: а капелла исполнил гимн Украины. Это исполнение можно посмотреть здесь, а мы подготовили для вас советы звездного папы на 5 важных тем.
Желания
Человек всегда чего-то желает, всю жизнь, от первого деления клетки в лоне матери, далее от первого вздоха мы движемся от недостатка внутри нас до его насыщения. Желаниям подчиняется наше сознание и подсознание. Поэтому мы всегда делаем то, что поможет нам достичь желаемого. Жертвуем чем-то, пытаясь сохранить, что имеем. Не делаем того, чего не хотим. Комбинаций масса. Например, на карантине мы все хотим выйти из дома, к людям, на работу, на концерт, чтобы получить удовольствие, эмоции, заработать, в конце концов. Но еще сильнее в нас желание не потерять здоровье, не подвергать опасности родных, не получить штраф, поэтому мы остаемся дома.
Когда я был ребенком, то заметил, что успешнее всего получались те дела, в которых я видел прямую конкретную пользу. Там я достигал результата. Поэтому считаю, что общество неизбежно придет к идее награждения детей за обучение. Это должна быть система каких-то побуждений, необязательно денежных. Но абстрактное обещание, что ребенку это понадобится в будущем, уже не работает. Мы с вами, родители, знаем об этом обмане.
70% школьных знаний мне так и не пригодилось. И мир поменялся, пока я вырос. Поэтому на передний план выходит гибкость и скорость ума, умение адаптироваться, просчитать наилучший путь к цели и найти инструменты.
Окружение
В возрасте до 13 лет родительский авторитет, как правило, доминирует в жизни ребенка, но впоследствии подросток начинает перенимать ценности своего окружения. Через некоторое время окружение начинает доминировать над всем. Окружение способно устанавливать для взрослых и детей новые ориентиры: чего хотеть дальше и с какой силой. Родителям стоит этим пользоваться. Надо формировать для ребенка окружение, которое пропагандирует нужные ценности и поощряет развитие нужных навыков.
У нас с Аленой есть определенный набор семейных и мировоззренческих ценностей, который мы пытаемся передать детям. Уважение друг к другу, внимание, взаимопомощь, чувство ответственности перед теми, кто от тебя зависит, любовь к своей стране. Мы настойчивы в этом, формируем ценности примером, словами, действиями. И будем делать, пока есть возможность. Но при этом понимаем, что скоро наступит время, когда ценности будет формировать окружение.
Лень
В школе я был ленивым. Мне было трудно сделать то, что я не хотел. А вот музыка всегда стояла в приоритетах. Ей я наслаждался и поэтому занимался. Человек наиболее эффективен и успешен в той деятельности, где получает наслаждение.
Но лень — явление гораздо более интересное, чем кажется. Она делала со мной очень странные вещи. В школе, когда я из-за лени не готовился к уроку, приходилось как-то выкручиваться. И вот эти навыки «выкручивания» оказались важными. Когда ты чего-то не знаешь, а нужно быстро найти ответ, мозг начинает работать с бешеной скоростью. Тогда я не знал, что это. Но сегодня мне известен термин: это называется «кризис-менеджмент». Всех нас в школах учили размеренному порядку действий по определенному алгоритму, постепенному достижению результата. Вызубрил, пробубнил, получил оценку и по новой. А тех, кто делал по-другому, осуждали. В школе нужно ставить перед учениками задачу, и они должны ее решить любым методом в рамках закона. К сожалению, таких уроков не было тогда и нет сейчас. Поэтому, родители, научитесь использовать лень детей.
Искренность
Не бойтесь ошибаться, все родители ошибаются. Мы все в воспитании детей идем в тумане по приборам. Мир постоянно меняется. Никто не знает, как воспитывать именно вашего ребенка. Как правильно, можно только почувствовать, нащупать. Признавайте ошибки и будьте искренними с детьми.
Относитесь к ребенку как к личности, объясняйте, говорите, расспрашивайте детей. Что тебе снилось? Что почувствовал после той ситуации? Что ты чувствуешь сейчас? Что ты хочешь и на что готов ради этого? Дети не боятся говорить об ощущениях: «Я чувствую любовь, страх, возмущение». У детей иногда не хватает слов, нет понятийного аппарата. Но чтобы слова появились, надо говорить с ними, спрашивать, быть психологами для своих детей по мере возможностей.
Не бойтесь проявлять любовь. Особенно это касается отношений отцов с сыновьями. Почему-то у нас в обществе есть стереотип о строгом безэмоциональном отце и заботливой чуткой маме. Я не отказываю себе в удовольствии обнимать, целовать, баловать своих сыновей, говорить им приятное. Я понимаю, что это временное окно ограничено до того момента, когда они начнут искать эти эмоции, признание, любовь и тепло у друзей, девушек. Время течет, не теряйте его.
Партнерство
Одному трудно, нужно партнерство. Во-первых, между родителями. Поэтому, пожалуйста, мужчины, не устраняйтесь от воспитания. Во-вторых, необходимо партнерство с учителями. Потому что есть такой стереотип: я отдал ребенка в школу, избавился, а вы там его чему-то учите. Но лучший учитель не должен учить и воспитывать ребенка больше, чем родители.
Ищите хорошего учителя, цените его. Наша система классного обучения — это результат индустриальной эпохи. Нас готовили к жизни в индустриальном мире. А сейчас происходят быстрые изменения. Мы влетаем в информационную эру. Современный учитель должен быть очень гибким, искать подход к поколению, которое думает по-другому, воспринимает мир по-другому, и этим иногда раздражает. Учитель должен осознавать, что он проводник, помощник и партнер родителей и ребенка. Быть гибким. Думать постоянно: «Каким будет завтра? Сможет ли ребенок выжить, быть успешным и счастливым с теми навыками, которые я даю». Вот такой учитель-партнер нам нужен.
Фото: пресс-служба